Общественная организация «Белорусский клуб автомототуризма» продолжает  рубрику «Консультация юриста». Тема сегодняшнего обсуждения «На что надо обращать внимание в случае составления сотрудником ГАИ протокола опроса ?». Консультацию проводит Игорь Анатольевич Костюк, адвокат.

Игорь Анатольевич Костюк

Адвокат

www.advokat-belarus.by

+375 29 632 14 31

В ситуацию о которой пойдет речь, пожалуй,  попадали очень многие водители, но мало кто обращал внимание на некоторые важные детали.

Сразу хотел оговориться. Есть случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется, это определено в ст.10.3 Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  (далее по тексту – ПИКоАП РБ).

Несколько слов о таких случаях:

— физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении;

— фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами;

— если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, не установлено.

Итак. Вас остановил сотрудник ГАИ за нарушение Правил дорожного движения. В отношении Вас будет начат административный процесс. С чего этот процесс начинается?

В соответствии со ст.9.5. ПИКоАП РБ административный процесс считается начатым с момента:

-составления протокола об административном правонарушении;

— составления протокола о процессуальном действии;

— вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

-вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 23-1 статьи 10.3 настоящего Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется;

-административного  задержания  физического  лица.

Из приведенного списка оснований для начала административного процесса нас будет интересовать составление протокола о процессуальном действии. Такими документами, в частности,  являются протокол опроса лица в отношении которого ведется административный процесс или протокол опроса.

Прошу обратить внимание на разницу в названиях протоколов и принципиальные различия по объему прав и обязанностей для участников административного процесса в зависимости от их правового статуса.

В протоколе опроса лица в отношении которого ведется административный процесс имеется ссылка на ст.4.1 ПИКоАП РБ, определяющая права и обязанности лица. Важнейшей правовой гарантией для  лица в отношении которого ведется административный процесс является его право отказаться от дачи показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст.27 Конституции Республики Беларусь). Такое лицо не может быть предупреждено об ответственности за отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений. Такое лицо предупреждается только об ответственности за уклонение от явки в суд или орган ведущий административный процесс (ст.24.6 ПИКоАП РБ).

Тогда как протокол опроса может составляться в отношении свидетеля, потерпевшего или понятого, но не лица в отношении которого ведется административный процесс. Права и обязанности свидетеля,  потерпевшего или понятого отличаются от прав и обязанностей лица в отношении которого ведется административный процесс.

В самом бланке протокола опроса имеется ссылка на ст. 24.4 КоАП Республики Беларусь, предусматривающую  ответственности за отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений.

Нередко сотрудники ГАИ в протоколе опроса указывают неверный процессуальный статус опрашиваемого лица, например, владелец транспортного средства или пешеход. Это также является нарушением административного законодательства, т.к. таких участников административного процесса не существует в принципе.

Участниками административного процесса является: лицо, в отношении которого ведется  к административный процесс (физическое или юридическое лицо); потерпевший; свидетель; эксперт; специалист; переводчик; понятой.

Помните, доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для принятия решения по делу об административном правонарушении (ч.3 ст.2.2 ПИКоАП РБ).

Моя рекомендация проста. Если вы видите, что в отношении вас составляется протокол опроса, а вы являетесь лицом в отношении которого ведется административный процесс, вы имеете право отказаться от подписания такого, с позволения сказать документа,   или учините запись прямо на нем – считаю протокол не законным или не имеющим юридической силы.

Протокол опроса в значительной степени  служит основанием для составления протокола об административном правонарушении. Признание протокола опроса не имеющим юридической силы, позволит при дальнейшем разбирательстве по административному делу поставить под сомнение законность и протокола об административном правонарушении, во всяком случае, увеличит ваши шансы на благоприятный исход.

Армия автомобилистов в нашей стране огромная. Мы все должны изучать свои права, знать их и пользоваться ими. Все вместе мы можем влиять на правоприменительную практику, обращать внимание органов государственной власти на нарушения законодательства, тем более если эти нарушения затрагивают наши конституционные права.

В связи с наступлением зимы, общественная организация «Белорусский клуб автомототуризма» призывает всех водителей быть внимательным на дороге. Если вы ещё не воспользовались услугой «Сезонный шиномонтаж» в рамках членства в клубе, вы можете обратиться к нашему партнёру «Автопомощь 116» http://116.by/.