Сегодня все чаще за рулем современного автомобиля можно встретить пожилого человека в возрасте старше 60. Рамки желающих водить машину очень расширились. С чем это связано? С очевидным прогрессом всей жизни в целом. Ведь как для молодых, так и для пожилых автомобиль как средство передвижения расширяет коммуникационные возможности, даря независимость и свободу от прочих обстоятельств.

По данным 24–й минской городской поликлиники спецмедосмотров, число водителей пенсионного возраста (старше 60 лет), проходящих медицинское освидетельствование, составляет около 12%. Так, в 2016 году из 110.000 человек, прошедших комиссию, 12.000 составили лица старше 60 лет — 11%. Водителей, признанных не годными к управлению транспортом по медицинским показаниям, — 0,2%. Каждый пятый среди не допущенных к вождению по здоровью — старше 60 лет.

Поговорим вначале о преимуществах, скажем, 60-летнего водителя. Он уже имеет солидный опыт вождения, поэтому уверенно и достойно ведет себя на дороге, не пренебрегает правилами дорожного движения, обращает внимание на знаки, не будет рисковать своим здоровьем и вряд ли станет лихачить в экстремальных погодных условиях, таких как гололед, снегопад, туман. Результат — очень низкий процент попадания в аварийные ситуации на дорогах.

Но, к сожалению, даже богатый жизненный опыт не в состоянии компенсировать некоторые психофизиологические изменения организма, которые неизбежно приходят с возрастом.

Во-первых, это дефицит зрения. Именно посредством органов зрения водитель получает 90% информации, необходимой для обеспечения безопасности движения. С возрастом же оно сдает сразу по нескольким позициям: острота — способность ясно видеть то, что у вас впереди, особенно ночью; периферийное зрение — способность видеть то, что происходит справа и слева, глядя прямо перед собой; адаптация — скорость, с которой ваши глаза приспосабливаются к изменениям в освещении, а также переключаются с ближнего зрения на дальнее и наоборот; глубина зрения — способность оценивать скорость движения других автомобилей. Количество света, необходимое водителю для управления, удваивается каждые 13 лет, то есть 60-летнему водителю требуется в 10 раз более высокий уровень освещенности, чем 19-летнему.

Во-вторых, это телесные изменения – мускулы у пожилых людей уже расслаблены, суставы малоподвижны. Таким водителям сложнее справляться с рулевым управлением и тормозами. Сюда же можно добавить ухудшение слуха, что также немаловажно на дороге.

В-третьих, замедленное восприятие информации. И это совсем не зависит от общих умственных способностей! Просто с возрастом сами рефлексы замедляются — одновременно делать несколько дел становится все труднее. К тому же пожилых водителей в большей степени отвлекают посторонние раздражители, например шумы.

Помимо вышеперечисленных недугов, стоит вспомнить о многочисленных возрастных хронических заболеваниях, которые еще больше затрудняющие вождение, таких, как катаракта и глаукома, артрит, диабет, сердечная аритмия и многие, многие другие. И ведь все эти болезни надо лечить, а некоторые необходимые лекарственные препараты в еще большей степени нарушают способность пожилых людей обеспечивать безопасное движение.

Какой же рецепт тогда выписать водителям за 60? Неужели единственный выход – это полное воздержание от автомобиля? Совсем нет! Просто каждый пожилой водитель и его близкие должны взвесить все плюсы и минусы и решить, не станет ли вождение автомобиля слишком опасным занятием. Ведь исследователи отмечают, что при авариях с участием «возрастных» водителей риск смерти возрастает в разы. Если плюсов больше — отлично, только не стоит забывать о состоянии здоровья, рекомендациях доктора и регулярных осмотрах у лечащего врача.